- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Экономический анализ
- Просмотров: 52640
Требуется определить методом цепных подстановок влияние на объем продаж (V) трудовых факторов по следующей формуле:

где Ч – среднесписочное число рабочих;
Д – среднее число дней, отработанных одним рабочим за день;
t - среднее число часов, отработанных одним рабочим за день;
β - средняя выработка продукции на один отработанный человеко-день.
Следовательно, объем продаж равен произведению четырех факторов.
Исходные данные приведены в табл.1
Таблица 1 – Исходные данные для определения влияния трудовых факторов на объем продаж.
Решение
План продаж перевыполнен на 351,4 тыс.грн. (3155,2-2803,8). Для того, чтобы определить каким образом влияли на функцию (V) различные факторы, сделаем следующие расчеты.
Первый расчет. Все показатели плановые.
900 · 301 · 6,9 ·1,5 = 2803,8 тыс. грн.
Второй расчет.Среднесписочное число рабочих фактическое, а остальные показатели плановые:
1000 ·301·6,9·1,5 = 3115,4 тыс. грн.
Третий расчет.Число рабочих и число отработанных ими дней фактические, а остальные показатели плановые:
1000·290·6,9·1,5 = 3001,5 тыс. грн.
Четвертый расчет.Число рабочих, число отработанных дней и часов фактические, а выработка плановая:
1000·290·6,8·1,5 = 2958 тыс.грн.
Пятый расчет. Все показатели фактические:
1000·290·6,9·1,6 = 3155,2 тыс. грн.
Далее сделаем анализ влияния факторов на объем продаж.
Отклонение фактического объема продаж от планового произошло за счет влияния следующих факторов:
1) Увеличение количества рабочих определяется путем вычитания из второго расчета первого: 3115,4 – 2803,8 = +311,6 тыс. грн.
2) Уменьшение числа отработанных дней – из третьего вычитается второй результат:
3001,5 – 3115,4 = -113,9 тыс. грн.
3) Уменьшение средней продолжительности рабочего дня – из четвертого вычитается третий: 2958,0 – 3115,4 = -43,5 тыс.грн.
4) Повышение среднечасовой выработки: 3155,2 – 2958,0 = +197,2 тыс.грн.
Общее отклонение: 3155,2 – 2803,8 = +351,4 тыс.грн. или 311,6 – 113,9 – 43,5 + 197,2 = 351,4 тыс.грн.
Следовательно, два фактора действовали на объем продаж положительно и два фактора отрицательно.
Расчет показывает, что на предприятии были целодневные и внутрисменные простои. Если бы предприятие не допустило рост неявок и внутрисменных простоев, то объем продаж увеличился бы на 157,4 тыс.грн. (113,9 + 43,5).

где Ч – среднесписочное число рабочих;
Д – среднее число дней, отработанных одним рабочим за день;
t - среднее число часов, отработанных одним рабочим за день;
β - средняя выработка продукции на один отработанный человеко-день.
Следовательно, объем продаж равен произведению четырех факторов.
Исходные данные приведены в табл.1
Таблица 1 – Исходные данные для определения влияния трудовых факторов на объем продаж.
Факторы | План | Факт |
1. Объем продаж (V), тыс.грн. 2. Среднесписочное число рабочих (Ч), чел. 3. Среднее число дней, отработанных рабочим в год (Д). 4. Среднее число часов, отработанных одним рабочим в день (t). 5. Средняя выработка продукции на отработанный человеко-час (β) | 2803,8 900 301 6,9 1,5 | 3155,2 1000 290 6,8 1,6 |
Решение
План продаж перевыполнен на 351,4 тыс.грн. (3155,2-2803,8). Для того, чтобы определить каким образом влияли на функцию (V) различные факторы, сделаем следующие расчеты.
Первый расчет. Все показатели плановые.
900 · 301 · 6,9 ·1,5 = 2803,8 тыс. грн.
Второй расчет.Среднесписочное число рабочих фактическое, а остальные показатели плановые:
1000 ·301·6,9·1,5 = 3115,4 тыс. грн.
Третий расчет.Число рабочих и число отработанных ими дней фактические, а остальные показатели плановые:
1000·290·6,9·1,5 = 3001,5 тыс. грн.
Четвертый расчет.Число рабочих, число отработанных дней и часов фактические, а выработка плановая:
1000·290·6,8·1,5 = 2958 тыс.грн.
Пятый расчет. Все показатели фактические:
1000·290·6,9·1,6 = 3155,2 тыс. грн.
Далее сделаем анализ влияния факторов на объем продаж.
Отклонение фактического объема продаж от планового произошло за счет влияния следующих факторов:
1) Увеличение количества рабочих определяется путем вычитания из второго расчета первого: 3115,4 – 2803,8 = +311,6 тыс. грн.
2) Уменьшение числа отработанных дней – из третьего вычитается второй результат:
3001,5 – 3115,4 = -113,9 тыс. грн.
3) Уменьшение средней продолжительности рабочего дня – из четвертого вычитается третий: 2958,0 – 3115,4 = -43,5 тыс.грн.
4) Повышение среднечасовой выработки: 3155,2 – 2958,0 = +197,2 тыс.грн.
Общее отклонение: 3155,2 – 2803,8 = +351,4 тыс.грн. или 311,6 – 113,9 – 43,5 + 197,2 = 351,4 тыс.грн.
Следовательно, два фактора действовали на объем продаж положительно и два фактора отрицательно.
Расчет показывает, что на предприятии были целодневные и внутрисменные простои. Если бы предприятие не допустило рост неявок и внутрисменных простоев, то объем продаж увеличился бы на 157,4 тыс.грн. (113,9 + 43,5).